The Dark Side of the Moon — концептуальный, уникальный во всех отношениях альбом британской рок-группы Pink Floyd, выпущенный в 1973 году. Известен совершенной звукорежиссурой Алана Парсонса, использованием реальных звуков из жизни и философскими текстами — все это в дальнейшем станет неотъемлемыми атрибутами музыки Pink Floyd.
Альбом открывают и завершают звуки сердцебиения, связывающие воедино весь цикл песен (этот циклический мотив повторяется на обложке диска, где луч рассеивается сквозь призму и возвращается в прежнее состояние, проходя через другую призму).
Тексты для всех песен альбома написал Роджер Уотерс. По этому поводу Николас Шэффнер заметил, что Роджер Уотерс, став единственным автором текстов Pink Floyd, использовал The Dark Side of the Moon не только как «средство для осуществления своих концептуальных амбиций», но и как «рупор для обнародования своего личного мировоззрения», критикуя существующий миропорядок и пропагандируя человеческие ценности.
Поэзия и музыка альбома
Композиция «Speak to Me», открывающая альбом, представляет собой увертюру, которая включает в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Первоначально планировалось использовать в композиции больничную запись настоящего пульса, но от неё отказались из-за «слишком напряженного» звучания. Вместо реальных записей в композицию решено было включить сердцебиение, сымитированное с помощью легкого боя по басовому барабану с мягкой подкладкой.
Изначально песня «Breathe» («Дыши»), или «Breathe In the Air» («Вдохни воздух»), была написана Роджером Уотерсом в 1970 году для звуковой дорожки к фильму The Body. Роджер Уотерс частично переписал стихи в соответствии с концепцией нового альбома (по замыслу музыкантов Pink Floyd текст песни должен был отразить «начало жизни в социальном плане»).
Инструментальная композиция «On the Run» («Бегство») в концертном варианте первоначально называлась «The Travel Sequence» («Композиция на тему путешествия») и представляла собой гитарную импровизацию с органными пассажами. С помощью синтезатора EMS VCS 3 были созданы футуристические звуки, имитирующие шум проезжающего мимо автомобиля с возникновением эффекта Доплера. Для создания состояния тревожности были добавлены звуки шагов и сердцебиение. Помимо звуковых эффектов композиция была дополнена фразой, взятой из анкеты-интервью одного из гастрольных рабочих Роджера по прозвищу Шляпа, сопровождаемые его смехом: «Live for today, gone tomorrow. That’s me» («Живи сегодня, умри завтра. Это по мне»).
Для композиции «Time» («Время»), авторами которой стали все участники группы, было написано развернутое инструментальное вступление. В ее начале представлено полифоническое звучание тиканья и боя многочисленных часов, а также звон будильников.
Концертная версия инструментальной композиции «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу в небесах») известна под названием «The Mortality Sequence» («Смертная череда»), представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа. В дополнение к органу в этой композиции добавили партии фортепиано. Также был добавлен отрывок из интервью Джерри О’Дрисколла: «А я не боюсь умереть, в любое мгновение, мне все равно. Зачем мне бояться смерти?. Нет причины, ты должен когда-то уйти».
Песня «Money» («Деньги») открывает вторую сторону диска. Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом в их домашних студиях, после чего был доработан в студии Эбби-Роуд. Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована петлёй. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше.
Мелодия «Us and Them» («Мы и Они») была написана Райтом ещё во время работы Pink Floyd над музыкой для кинофильма «Забриски-пойнт» и представляла собой фортепианную пьесу с названием «The Violent Sequence» («Эпизод со сценами насилия»). Она должна была сопровождать кадры столкновения демонстрантов с полицией, но была отвергнута режиссёром картины Микеланджело Антониони как «слишком грустная».
Инструментальная композиция «Any Colour You Like» («Любой цвет, какой захочешь») написана совместно Ником Мэйсоном, Ричардом Райтом и Дэвидом Гилмором. Название взято из слогана «Любой цвет, какой захочешь, если этот цвет черный», звучавшего в рекламе автомобиля Форд-Т.
В песне «Brain Damage» («Повреждение мозга») вокальную партию исполнил Роджер Уотерс. Она была написана Роджером Уотерсом в 1971 году во время работы над альбомом Meddle. В песню был включен смех Питера Уоттса, который звучит также в увертюре.
В «Eclipse» («Затмение») ведущим вокалистом также стал Роджер Уотерс. Он использовал стиль написания текста «списком», позже, этот прием будет использован им в последующих альбомах Pink Floyd и в его сольных альбомах. В финале записано сердцебиение, на фоне которого звучит голос Джерри О’Дрисколла, произносящего фразу «На самом деле нет никакой темной стороны Луны — вообще-то, она вся темная».
Обложка
Дизайн придумали давние друзья Pink Floyd Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл, представляющие собой арт-дизайн группу Hipgnosis, которым флойды еще в 1968 году заказывали обложку для своего второго альбома A Saucerful of Secrets. На внутренней части разворота альбома изображена звуковая волна биения сердца. Торгерсон: «Если этот альбом о чем-то, то он, вероятно, о безумии: обратная сторона Луны, абсурдность, другая сторона обычной жизни человека. Там есть кусочки, где люди говорят о своей жизни, и в качестве фонового ритма они взяли биение сердца.»
Прохождение луча света сквозь призму на лицевой обложке альбома демонстрирует явление дисперсии света в физике. Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра через перевернутую призму, что позволяет, соединив концы развернутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности замкнутого в кольцо оптического эффекта. Данное изображение полностью отражает идею альбома. Идея перенести символ призмы на обратную сторону обложки принадлежала Роджеру Уотерсу. По утверждению Сторма Торгерсона, в призме на обложке заложены три основных элемента: во-первых, это напоминание о световых эффектах, являющихся важнейшей частью концертных выступлений Pink Floyd; во-вторых, на обложке присутствует символика треугольника, обозначающая амбициозность, одну из главных тем песен альбома; в-третьих, это простота изображения — ответ Ричарду Райту, который попросил изобразить на обложке что-то «простое, смелое и драматичное».
По сложившейся уже традиции на обложку не были вынесены ни название группы, ни название диска. На развороте конверта были размещены фотографии египетских пирамид в Гизе, которые для Сторма Торгерсона представляли «космическую версию призмы». Поскольку Hipgnosis предпочитали делать настоящие фото и избегать фотомонтажа, дизайнерам пришлось съездить в Египет, чтобы снять пирамиды ночью при полной луне.
В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времен по мнению читателей интернет-издания Music Radar.